Статья «Работа детского сада по проблеме повышения эффективности нравственного воспитания дошкольников в семье».

 Семья – группа живущих вместе близких родственников .

  Одна из функций семьи – первоначальная социализация ребенка. Однако семья живет в определенном обществе, в определенное время, эпоху. Все стороны (перемены) общества накладывают свои отпечатки, негативные или позитивные, на формирование современной семьи. И на сколько благополучна семья, зависит то, как будет складываться и развиваться ребенок как личность. Известно, что процесс воспитания ребенка начинается в семье с первых месяцев его жизни. Ошибки воспитания с самого раннего детства могут оказаться непоправимыми и позднее проявиться в поведении ребенка, в различных отклонениях развития его личности.

  Обязанность каждой семьи – развить ребенка нравственно. Под нравственным развитием понимается формирование у детей “нравственной шкалы отношений”, с помощью которой он может “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

  Многие родители ошибочно считают, что приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка.

  Закон РФ “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте”. (Статья 18, пункт 1).

  Задача детского сада:

  • оказать грамотную, профессиональную помощь семье;
  • умело организовать совместное, целенаправленное развитие ребенка.

  С первых дней пребывания ребенка в детском саду педагоги и психологи проводят исследования семьи, используя тестирование, опросы и другие средства. Выясняют:

– какой тип семьи;
– влияние семьи на нравственное воспитание ребенка;
– условия формирования нравственных качеств;
– методы и приемы воспитания;
– ошибки семейного воспитания.

  В зависимости от полученных результатов исследования нравственного воспитания ребенка в семье, от уровня педагогической культуры родителей, учета возрастных особенностей детей, строится дальнейшая работа в ДОУ по оказанию психолого-педагогической помощи семье.

  Психолого-педагогическая служба включала просветительскую работу по воспитанию и развитию нравственности в семье: составление плана работы, проведение цикла лекций, бесед, консультаций, тестирования, родительских собраний, оформления стендов, папок-передвижек, подбор литературы для родителей и т.д.

  Однако, практика показала, что такое сотрудничество детского сада и семьи ожидаемых результатов не принесло: наблюдалось формальное отношение родителей к мероприятиям, низкая посещаемость собраний, отсутствовала гармония в работе с родителями.

  Учитывая современные требования к системе образования, проанализировав проведенную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, педагоги ДОУ пытались изыскать возможности повышения эффективности и результативности педагогической работы в данном направлении. Был сделан вывод: деятельность детского сада не должна носить односторонний характер, важен принцип единства и согласованности работы ДОУ и семьи.

  С этой целью была разработана практическая часть: проведение семинаров-практикумов, участие родителей на педагогических советах, проведение и оформление праздников, коллективные и индивидуальные посещения культурных учреждений (музеи, выставки, театры) и др.

  В процессе работы углублялись и систематизировались знания о социальном статусе семьи и ее воспитательных возможностях. Отмечалось влияние детского сада на воспитательную деятельность семьи, практически доказывались социально-психолого-педагогические особенности общения воспитателей и родителей. Особое место заняла разработка конкретных рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, сценария проведения семейных чтений, походов и прогулок. Идею разработки сценария семейного праздника подсказали родители.

  В результате работы детского сада и семьи наблюдалось повышение активности родителей, их теоретической подготовленности. Многие из них отмечали, что стали лучше понимать своих детей, что зная возрастные и психолого-педагогические особенности стало проще договариваться с детьми, уменьшилось количество капризов у детей.

  Капризы детей – это неправильная реакция родителей на поведение ребенка.

Таким образом, повышая педагогическую культуру родителей, педагоги меняют их взгляды на нравственное воспитание и развитие детей в семье. Недопущение ошибок в воспитании ограждает ребенка от формирования негативного поведения и оберегает от отклонений в развитии его личности.

  Нравственное воспитание ребенка в семье является важным фактором в становлении его личности. А значит – положительных изменений в обществе, и снижении безнравственности в стране в самое ближайшее время.

   Анкета для родителей.

  1. Чем больше всего Вы любите заниматься в свободное время?
  2. Есть ли у Вас с детьми общие занятия и увлечения?
  3. Какие традиции существуют в Вашей семье?
  4. Бываете ли Вы с детьми на выставках, концертах, в театрах?
  5. Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи, прочитанные книги?
  6. Как Вы проводите досуг в семье?
  7. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
  8. Как в семье готовятся к детским праздникам?
  9. Обсуждаете ли Вы с ребенком поступки героев книг, мультфильмов?
  10. Умеет ли Ваш ребенок оценивать свои поступки и поступки сверстников?
  11. Помогает ли он Вам?
  12. Замечает ли ребенок затруднения окружающих в чем-либо? Стремится ли помочь?
  13. Каковы взаимоотношения ребенка со сверстниками?