Статья «Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста из благополучных и неблагополучных семей»

Среди общечеловеческих ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Семье отводится главная роль в полноценном и благоприятном формировании психики ребенка. Важно, чтобы ребенок рос и воспитывался в атмосфере любви, заботы и защищенности. Однако в жизни это не всегда и не всеми родителями осознается в достаточной степени.

В психологической литературе существует мнение, что дошкольный период в жизни ребенка во многих отношениях является решающим, так как основные психологические особенности ребенка оформляются именно в этом возрасте.

В этот период бурно развиваться когнитивная сфера. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение. Что касается эмоционального развития ребенка, то дошкольника отличают высокая впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей.

В процессе своего психического развития ребенок овладевает свой­ственными человеку формами поведения среди других людей. Ребенок полностью копирует своих родителей, их поведение и реакции, в тех или иных ситуациях, реагируя на все очень эмоционально. Поэтому, любые конфликты, которые возникают между супругами на глазах ребенка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха.

Вот почему хорошие, спокойные взаимоотношения в семье – обязательное условие благополучного развития психики ребенка.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.

Известный детский психиатр М.И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребен­ка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально-психическое состояние.

 Необходимо приложить усилия, чтобы семья стала тем местом, где ребенок может получить настоящее воспитание, и в итоге будет обеспечен более безопасный и человечный мир вокруг.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

В настоящее время в современном мире существует два типа семей: в одних семьях царит радужная атмосфера. Там ощущаются естественность, честность и любовь. Родители в таких семьях выражают свою любовь и уваже­ние, как к своим детям, так и друг к другу. Всегда готовы поделиться чем-то своим и с интересом выслушать другого, члены семьи умеют считаться друг с другом, там можно открыто проявлять свою радость и боль, а, рассказывая о неудаче, не бояться, что будешь осмеян. Дети в таких семьях чувствуют себя полноценными: любимыми, высоко ценимыми, нужными, от каждого ждут любви, признания и уважения. В такой семье легко с юмором относиться к жизни, смеяться и шутить, когда это уместно. Дети, даже младенцы, в таких семьях выглядят непосредственными и дружелюбными, а все другие члены семьи относятся к ним с уважением, как к полноценным личностям.

Дети из неблагополучных семей имеют ряд специфических особенностей: повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью.

Дети из неблагополучных семей по сравнению с детьми из благополучных медленнее и труднее вступают в контакт со взрослым, однако в процессе занятий многие стремятся к  телесному контакту; они чутко реагируют на внимание со стороны взрослого; тонко дифференцируют похвалы и порицание; очень чувствительно относятся к любой оценке со стороны взрослого; чаще и настойчиво обращаются к взрослому и стремятся завладеть его вниманием. Также они менее устойчивы эмоционально и менее дисциплинированы

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.