Профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуально развития через приемы арт-терапии.

Еще в 19 веке педагоги, дефектологи и врачи использовали приемы изобразительной деятельности для лечения невротических расстройств у детей. А также – для оптимизации их познавательного развития. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самопознания в искусстве, по сравнению, например, с игрой, связана с продуктивным характером искусства – созданием эстетических продуктов, объединяющих в себе чувства, переживания и способностей ребенка, облегчающих процесс коммуникации с окружающими людьми.

         Различают следующие виды арт-терапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: рисуночная терапия, основанные на изобразительном искусстве, библиотерапия как литературные сочинения и творческое прочтение литературных произведений, драммотерапия, музыкотерапия и др.

         В дошкольном возрасте наиболее часто используется рисуночная терапия, сказкотерапия и музыкальная терапия. В сравнении с другими психокоррекционными методами, арт-терапия имеет свои преимущества при тяжёлых эмоциональных нарушениях, при низком уровне развития у ребенка игровой деятельности, несформированности к коммуникативной компетентности.

Рисование позволяет ребенку выразить свои мысли, чувства, освободиться от конфликтов и переживаний. Рисование требует согласованного участия многих психических функций. Дети рисуя, дают выход своим чувствам, безболезненно соприкасаются с пугающими, травмирующими событиями. Рисование применяется для гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, для снятия психического напряжения, в целях коррекции страхов.

В работе с рисуночными техниками детский рисунок рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. Воспитатель обращает внимание на те особенности рисунка, которые отражают личностные характеристики, и отделяет от особенностей, отражающих уровень интеллектуального развития и степень овладения ребенком техникой рисования.

Сказкотерапия один из видов арт-терапии, применяемых в работе с дошкольниками имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы (агрессия, неуверенность в себе, застенчивость, лживость и тд.)

Сказка в дошкольном возрасте становиться одним из базовых видов деятельности ребенка, развивающей эмоциональность, нравственность, помогающей постигать мир человеческих отношений, различать добро и зло. Идентифицируясь с героем, ребенок приобретает новый опыт разрешения различных проблем, выхода из самых разных сложных и конфликтных ситуаций. В процессе «со-действия» герою ребенок активен, поэтому организация работы со сказкой среди детей является весьма эффективным методом решения их проблем. Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть — надо только его поискать. А ещё «походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей. В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка.  Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в профилактической работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения, тем самым, чем раньше начинаются занятия музыкотерапии, тем эффективнее их психокоррекционное воздействие на ребенка. Таким образом, групповая музыкотерапия в процессе воспитания детей необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью предотвращения физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.

Применение арт-терапевтических методов в работе с детьми позволяет обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы; облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных детей; развивать произвольность и способность к саморегуляции, осознанию ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Арт-терапия существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком